hoddion: (Default)
[personal profile] hoddion
Оригинал взят у [livejournal.com profile] marialexeeva в Иконография Страшного Суда и скульптура эмпор церкви монастыря Грёнинген в Саксонии.
 
Монастырь Грёнинген

Портал немецкой церкви необходимо воспринимать не только как функциональную часть здания и часть художественного декора, но и как символическое явление. Жорж Дюби писал, что «подобно тому как в крестовых походах выразилось военное призвание феодального общества, церковный фасад призывал встать на путь спасения». Именно поэтому на тимпанах помещали изображения, соответствующие тексту Апокалипсиса – Христа в мандорле с предстоящими пред ним символами евангелистов (или же без них) и изображение Страшного Суда или Вознесения. А фигурные изображения на фасаде раскрывали и дополняли смысл. Таким образом, человек, входящий в церковь, проходил под Его взором: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10:9). «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через меня» (Ин. 14:6). Как писал Жорж Дюби, «Иисус есть путь, а собор, тело Христово, со всех сторон окружен порталами. (…) Взгляд человека, которого нагромождение домов и отсутствие площадей лишило бы возможности смотреть издали и оценить красоту декора, покрывающего стены снизу доверху, задерживается только на порталах. Порталами же собор со всех сторон открывается городу, неся знания горожанам. Порталы стали своеобразными школами. (...) Городская церковь распространяла и укрепляла истинную веру, разъясняла ее догматы в находившемся при ней образном центре».

 
Церковь Святого Вита, монастырь Грёнинген

Однако сцену Страшного Суда помещали не только на тимпаны, но и на эмпоры, навесы, а также в виде фресковой живописи на западной стене. Скульптурная композиция на эмпорах из церкви монастыря Грёнинген близ Хальберштадта (около 1170 года) – яркий пример иконографии Страшного Суда в немецкой скульптуре зрелой романики. Христос сидит, согласно тексту Апокалипсиса, на престоле, вокруг которого – радуга. У него распростерты руки, на кистях которых – развевающиеся ленты, первоначально с написанными красками словами из Библии. Романская скульптура, неважно, из какого материала она была сделана: дерева, камня или стукко на завершающем этапе всегда получала окраску (Fassung). Так было и в ситуации с рельефом эмпор бывшей монастырской церкви Грёнинген. Однако с течением времени росписи стерлись, и в XIX веке в связи с романтическими веяниями и возникающим интересом к средневековью предпринимались попытки их восстановить, но это должно было подвергнуть скульптуру риску, поэтому от подобных восстановительных работ быстро отказались.








Тема Страшного Суда занимает самое большое место в средневековом искусстве. Многие исследователи обращались к ней. Арон Яковлевич Гуревич в главе «Западный портал церкви Сен Лазар в Отене и парадоксы средневекового сознания» книги «Культура и общество средневековой Европы глазами современников» рассматривает вопрос об эволюции иконографии Страшного Суда в европейском средневековом искусстве. Так, он замечает, что образы Страшного Суда — визуальные «тексты» — «читались» верующими в соответствии со словом проповедника о смерти, суде и приговоре. «Здесь нужно учитывать, что повествовательный текст по необходимости развертывается во времени, тогда как визуальное изображение симультанно, объединяет сцены и образы в синхронную картину» [А.Я. Гуревич]. Страшный Суд – это тема именно западной стены интерьера и западного фасада церкви. 


Страшный суд. портал церкви Сан-Лазар в Отене. Бургундия. Первая половина 12 века


А. Я. Гуревич предлагает следующие варианты иконографии Страшного Суда:

1. Отделение овец от козлищ (ранние изображения около 300 года в росписях катакомб; Вюрцбургская псалтирь XIII века, равеннские мозаики). Источник иконографии – Евангелие от Матфея: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Мф 25:31 – 33);


Равенна, Сан-Аполлинаре-Нуово, 6 век


2. Христос-Судия на престоле: правая рука Его поднята, она благословляет блаженных, в левой руке свиток, справа (вверху) от Христа находятся избранные, а слева (внизу) — отверженные, здесь звучит тема воскресения из мертвых.  

 


Страшный Суд (фрагменты). Церковь Сан-Лазар в Отене. Бургундия. первая половина 12 века


3. Христос на престоле, окруженный ангелами и апостолами, с воскресением мертвых, эта сцена четко демонстрирует награды и кары, которые определяют рай и ад
 
Страшный Суд и Воскресение из мертвых. Собор Парижской Богоматери, Париж, конец 12 в.


Однако часто сцены с изображением Страшного Суда представляются только каким-либо элементом из этих общих догматических иконографических схем (например, Христос в мандорле в окружении тетраморфа), иногда они сводились даже к одному единственному символу, как и в рельефе эмпор из Грёнингена: на нем пред нами предстает только Христос с апостолами.  


Эмпоры (фрагмент) церкви монастыря Грёнинген


Голова Христа окружена крестчатым нимбом, его суровое лицо с низким лбом, широко раскрытыми глазами, тонким, остро прорезанным ртом является великолепнейшим по мастерству произведением искусства зрелой романики. «Никогда снова ужас Страшного Суда не был показан так впечатляюще и убедительно как в этом Христе» [Georg Piltz]. В теле Иисуса нет ни капли слабости, это фигура прекрасного могущественного Господа, грозного Судии, Отца всего сущего. Его одеяние ниспадает множеством мелких складок, они все проработаны совершенно по-разному: мы замечаем изящные тонкие складки кромок его одежд и глубокие, острые с завершениями в виде желобков складки, обхватившие его левую руку. Этот фрагмент скульптурного рельефа был рассчитан на рассматривание. На это явно указывает и то, что эта часть эмпор выступает вперед в виде полукружия.


Фрагменты


По обе стороны от Христа изображены апостолы, ближе всего — по правую руку Петр и по левую – Павел. Из двенадцати фигур апостолов, сохранились только десять. Они повернуты или к центральной фигуре Христа, или друг к другу. Перед анонимным мастером встала определенная композиционная проблема: каким образом расположить центральные фигуры, как скомпоновать между собой три главных образа – Христа, Петра и Павла. Заметна некоторая скованность в построении фигур на плоскости, в их пластической моделировке. Г. Пильтц отмечает, что умение скульпторов свободно вращать и поворачивать «тела» фигур, еще существовавшее в оттоновское время, в романике было потеряно [2,
S. 69], мастера ограничивались только строго фронтальным положением фигур на плоскости, и в данном рельефе скульптор вместо того, чтобы свободно расположить фигуры, как бы «вращая» на шарнирах отдельные их части, разворачивает фигуры полностью. Оба апостола обращены к Христу, однако они так и остаются фронтальными, приобретая лишь иное направление.


Воздействие северо-итальянской романской скульптуры на немецкую является определяющим. В качестве аналогии можно провести стукковые рельефы шатрового навеса над алтарем ломбардской церкви Сан-Пьеро аль Монте в Чивате конца XI века. Общее проявляется в частности в характере пластической проработки, лепке фигур, имитирующей каменный рельеф, то есть скрывающий сам материал, а также в манере передачи одежд Христа – такой же условной: V-образные ниспускающиеся острыми, наподобие язычков, концами, складки. В иконографии Христа наблюдается явное сходство. То, как Он фронтально сидит, как располагаются его руки восходит к общей иконографии Христа во Славе (In Gloria). Однако в рельефе из Грёнингена, в отличие от навеса из Чивате, Христос не держит Книгу Жизни: 




Иконография Иисуса Христа и апостолов в церкви Сан-Пьетро аль Монте в Чивате традиционна и типична для Ломбардии: почти точь-в-точь ее повторяет рельеф над алтарем монастырской церкви Сан-Амброджо в Милане (XIXII века):

 


В Германии иконография Страшного Суда находит свое масштабное воплощение в основном в готическом искусстве (тимпаны соборов в Бамберге и Лаахе), в то время как во Франции XIXII веков она отразилась в многочисленных примерах. 

 
Бамберг, собор, 13 век



На территории германских земель в XIXII веках иконография Страшного Суда выразилась в «триадных» композициях – в основном в юго-западных немецких областях. Поэтому такой пример скульптурного воплощения иконографии Страшного Суда в рельефе эмпор немецкой романской церкви в Грёнингене является наиболее простым и ясным в постижении и в то же время редчайшим. 

 
Церковь Святого Якоба в Регенсбурге, 1180-е годы



Стукковый рельеф эмпор церкви монастыря Грёнинген – этапное произведение искусства Саксонии XII века. Образ Иисуса Христа был одним из самых ключевых в романском искусстве, так как выражал основу христианства. Иконография Христа проявилась в традиционных, но очень разнообразных вариантах, и в наследии романского саксонского и тюрингского искусства до нас дошли все иконографические типы и в том числе отдельные сцены из жизни Христа.






This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

hoddion: (Default)
hoddion

December 2016

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18 192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 28th, 2025 07:35 am
Powered by Dreamwidth Studios